Закрыть ... [X]

Стих а.с.пушкина туча слушать его

         Пушкин и Лермонтов – поэты первой половины XIX века. Жили почти в одну эпоху, разница – всего несколько лет. Но каких! А. Пушкин формировался как поэт в эпоху победы 1812 года, славного времени 1825 года. Это наполняло произведения гордостью за свою страну, народ. М. Лермонтов же входил в литературу, когда свирепствовала реакция 30-х годов, последовавшая за восстанием декабристов. Время Лермонтова – время гибели свободы, время  страха перед властью. И это нашло  своё отражение в лирике этого поэта.

 

                     Два стихотворения, взятые для анализа , - это «Туча» А. С. Пушкина  и «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Одноимённые названия, на первый взгляд, связаны с темой природы. Но на самом деле в них – глубокий философский  подтекст. Пушкинская туча закрыла  «ясную лазурь», темно, но впереди – надежда:

                       И ветер, лаская листочки древес,

                       Тебя с успокоенных гонит небес. (главное - гонит)

       А у Лермонтова – безнадёжность, какая – то потерянность в мире:

                       Вечно холодные, вечно свободные,

                       Нет у вас родины, нет вам изгнания. (главное - нет)

Отголоски эпох , отголоски своего времени  у одного поэта и у другого.

                   Но о чём бы ни писал поэт, всегда над поверхностью стиха,  как артерия в глубине тела, бьётся главная авторская мысль. Какова же она в данных для анализа произведениях? Основная мысль стихотворения А.С.Пушкина – вера. Невзгоды, встряски, беды – всё может быть в жизни. Но, несмотря на это, не надо терять силы, не надо отчаиваться, потому что впереди – свет: «И всё-таки, всё-таки впереди - огни» (В. Г. Короленко). Эта мысль звучит в последней третьей строфе:

                        Довольно, сокройся!  Пора миновалась,

                        Земля освежилась, и буря промчалась,

                        И ветер, лаская листочки древес,

                        Тебя с успокоенных гонит небес.

Ключевые слова произведения идут через весь текст: «печалишь ликующий день» (антитеза : печаль - ликование); «издавала … гром», но «землю поила дождём» (опять антитеза: гремит и тут же поит).  Ведущие слова идеи , построенные на антитезе, закономерно ведут к торжеству света.

    А вот в стихотворении М. Лермонтова мысль другая. Веры нет, надежды нет, только – тучи. В жизни, в судьбе, в природе. Идея опять же , как и у Пушкина, в третьей строфе:

                        Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

                        Чужды вам страсти и чужды страдания;

                         Вечно холодные, вечно свободные,

                         Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Ключевые слова подтверждают её: «изгнанники», «странники», «мчитесь», «наскучили». Разочарованием, безнадёжностью веет от лермонтовского произведения.  Психологическое движение мысли в нём напряжено, но ясно. 

            Теперь остановимся на теме двух текстов. Тема – туча, тучи. Но это не описания, а скорее рассуждения о тучах как о явлениях не столько природных, сколько философских.  Оба автора обращаются к тучам как к своим собеседникам:  «Последняя туча рассеянной бури!» (А. Пушкин), «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Лермонтов). Эти риторические обращения – лирические монологи с объектом, которому можно открыться, с которым можно поделиться сокровенным. А. Пушкин обращается к туче на «ты»: «ты несёшься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты…облегала», «ты издавала … и …поила». У Лермонтова уже не одна туча, а тучи , поэтому «вы»: «мчитесь вы», «вам наскучили», «нет у вас», «кто…вас гонит». Тема торжества жизни – у Пушкина. Тема поиска этого торжества и бессилия в этом поиске у Лермонтова. Отсюда и ряд риторических вопросов – попытка найти причину сложившегося положения в эпоху реакции: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?», «Зависть ли тайная?», «Злоба ль открытая?» и т. д.  И вдруг категорическое «нет», открывающее третью строфу. Тучи несутся по небу ветром, а люди? Их «гонит» зависть, злоба, клевета. Вот то, что уничтожает торжество свободы и веры.

            Композиция (строение) произведений схожа. И в том, и в другом по три строфы. У Пушкина в его «Туче» - три микротемы. Первая – первая строфа, построенная на анафоре (единоначатие) – это воспроизведение действий виновника «унылой тени», печали – тучи. Вторая микротема ( вторая часть композиции ) – 2 строфа – воспоминания о том, что делала туча в прошлом : «облегала», «обвивала», «издавала», «поила». И третья  - третья строфа – итог работы тучи: «земля освежилась», «буря промчалась». Всё строение текста направлено  на положительный результат.

        У Лермонтова тоже три строфы – катрена. Но в основе композиции его стихотворения другая  цель. Первая строфа – первая часть – тучи и я – изгнанники. Вторая строфа – 2 часть композиции-  перечень вопросов, почему тучи изгнанники, попытка найти ответ на ведущую мысль произведения. И 3 часть – третья строфа – резкое разграничение  туч и его, лирического героя : они разные. У туч нет страстей, страданий, «нет родины». Если композиция у Пушкина ведёт к утверждению веры, то у Лермонтова наоборот. Горечь разочарования и одиночества человека в мире людей. 

               Мотивы стихотворений тоже разные.  А что такое мотив? Это смысловой элемент произведения, необходимый для  понимания авторской концепции.  У Пушкина  мотив доверительный, располагающий к откровению, взаимопроникновенный («Довольно, сокройся!») . Туча и лирический герой близки по духу, они понимают друг друга, отсюда и  близкое «ты». А у Лермонтова , наоборот, мотив непонимания, какого – то отталкивания, раъединения, разобщённости туч и лирического героя. Тучи свободны, а герой нет.

              Образы произведений А. Пушкина и М. Лермонтова одинаковые – тучи и лирический герой. У Пушкина тучу сопровождают лазурь, день, молния, гром, земля, буря,  ветер.  Всё природное, натуральное. У Лермонтова же тучи в окружении предметов природы в 1 и 3 строфах, а во 2 строфе тучи вдруг попадают в мир человека: степи, север, юг, нивы  -  судьба, зависть, злоба, преступление, клевета.  У пушкинских туч всё в прошлом, об этом говорят и глаголы прошедшего времени (облегала, издавала, поила ) . И действия окружающих тучу предметов тоже в прошлом : миновалась, освежилась, промчалась. Но появившийся в 3 строфе глагол настоящего времени – гонит – подтверждает авторскую надежду на победу веры и свободы, на высокую роль человека в мире. У Лермонтова же , напротив,  глаголы  настоящего времени (мчитесь, гонит, тяготит ). Они создают яркую картину эпохи поэта, эпохи 30-х годов XIX века. Больной эпохи и больного поколения Лермонтова. Вспомним его Печорина. И один глагол в 3 строфе  имеет форму прошедшего времени (наскучили) . Он подводит итог всем начинаниям и стремлениям.  На память приходит опять тот же скучающий от разочарований  Печорин. Действий больше в произведении Лермонтова нет .Безличное НЕТ – итог . Больше ничего, ничего нет. На смену глаголам в произведении идёт краткое прилагательное чужды. Оно включает в себя и признак – чуждый (чужой), и действие – чуждаться (быть в стороне,  вне чего - либо).  А мы знаем, что краткие прилагательные – это прекрасное средство усиления экспрессии текста, его эмоционального звучания. На помощь ему идет безличное слово НЕТ. Его троекратный повтор – черта , перейти через которую ни тучам, ни лирическому герою уже нельзя. Что же теперь?  Например, ожидание смерти. Как у Печорина.

            Интересна    и     поэтическая     форма     произведений      А. Пушкина         и 

М. Лермонтова. У каждого  из них свои особенности. Прежде всего,  рифма.  Она разная. У Пушкина рифмовка парная, смежная:

                             … бури!

                             … лазури,                           

                             … тень,

                             … день.    

Эта рифма ритмически самая сильная. В ней мало подвижности. Но именно она употребляется в тех текстах, которые подчинены одной мысли, как и стихотворение А. Пушкина. В тексте  соединение  мужской  (облегала, обвевала) и женской  (гром, дождём ) рифм.   А если эти рифмы чередуются, то в стихе сочетаются сила, твёрдость и лёгкость, подвижность. Ещё видим использование открытой (бури, лазури)   и закрытой рифмы (древес, небес) . Причём это чередование в 1 и 2 строфах. Открытая ведёт к размышлению, а закрытая останавливает его. В 3 строфе рифма только закрытая: мысль решена, нашла своё завершение, все действия закончены (миновалась, промчалась).  

     У Лермонтова рифмовка перекрёстная: 

                                … странники!

                                … жемчужною

                                … изгнанники

                                … южную.          

 

    

     Это самая работоспособная рифма. Она гибкая, пригодная для выражения любого содержания.  Она поддерживает ещё и сильный ритм, и разнообразный одновременно. Поэтому в стихотворении и  риторическое обращение   («Тучки небесные, вечные странники!»)  , и риторические вопросы (их пять на 12 строчек!). Цель использования этих вопросов – привлечь внимание читателя  к основной мысли, которую ведёт по тексту поэт Лермонтов : почему всё тяготит и гонит?  Рифмы в произведении все открытые (оканчиваются на гласный звук) : «решение», «открытая», «преступление», «ядовитая».  И все дактилические (ударение на 3 слоге от последнего): «открытая», «свободные». «изгнания», «странники». Никакого смешения. Эта рифма создаёт естественно – разговорный фон. При этой рифме видится длинная клаузула. А придаёт плавность, даже какую – то мягкость речи (она чувствуется в тексте поэта), т. к. нет закрывающей границы. И это не случайно. Рифма подчинена одной мысли текста стихотворения : одиночеству человека в мире людей. Борений чувств нет.                                       

            Метрическая   система   произведений  тоже разная. У Пушкина схема строки такова:

                  ПослЕдняя  тУча  рассЕянной  бУри!

                   

                  ОднА ты несЁшься по Ясной лазУри,

 

                  ОднА ты навОдишь унЫлую тЕнь,

 

                  ОднА ты печАлишь ликУющий дЕнь. 

   В стихотворении трехсложный размер, четырёхстопный амфибрахий. Он создаёт в тексте замедленно - повествовательную ритмику.  Строки длинные. Такое чувство, что автор словно бы чуть сдержал себя, но всё – таки попытался объяснить свою мысль и довести её до логического завершения, что мы и видим у Пушкина. 

        А у стихотворения Лермонтова схема другая. Она имеет такое строение:

                  Тучки  небЕсные,   вЕчные  стрАнники!

 

                  СтЕпью  лазУрною,   цЕпью  жемчУжною

 

                  МчИтесь  вы,  бУдто,  как Я же,  изгнАнники

 

                  С  мИлого  сЕвера  в  стОрону  Южную.

 

Размер здесь тоже трехсложный, но четырёхстопный дактиль. Вообще, трёхсложные размеры создают размеренность тона, размеренность в рассуждениях. Есть время подумать, остановиться и вернуться снова к ведущей мысли произведения. Строки у Лермонтова тоже длинные. Авторский вскрик(его создаёт короткая строка) находит своё завершение, свой выход.

                Очень интересна и звуковая организация двух текстов.  Мы знаем, что звукопись – одно из важнейших средств выразительности речи. Звуками можно писать, рисовать, создавать образы, картины. Фонетические ресурсы – это ассонанс, аллитерация, анафора (то, что ярко использовано в предложенных для анализа текстах). 

               Единоначатие (анафора) есть и в стихотворении А. Пушкина, и в стихотворении М. Лермонтова. У Пушкина в первой строфе три строчки начинаются со слова одна – это символ потерянности, одиночества, это упор на ведущую мысль. Троекратный повтор слова каждый раз звучит и понимается на каком – то новом эмоциональном сдвиге.  Вторая строфа. Здесь три строчки начинает сочинительный соединительный союз И. Он связывает простые предложения в сложном («Ты небо недавно кругом облегала,// И молния грозно тебя обвивала») и однородные простые глагольные  сказуемые (издавала и поила). Использование этого союза способствует логическому выделению каждой части сложного предложения и каждого члена предложения , между которыми именно эта связь,  придавая экспрессивную окраску всему тексту в целом.  

     У Лермонтова  во второй  строфе – повтор разделительного союза ИЛИ.  Это растерянность перед неясностью, перед выбором правильного ответа. Сам союз выражает взаимоисключение одного явления другим:

                            Или на вас тяготит преступление?

                            Или друзей клевета ядовитая?

И повтор слова НЕТ, кстати тоже троекратный, в  третьей строфе не случаен. Он создаёт синтаксический параллелизм (в построении предложений): «нет у вас родины », «нет вам изгнания».  Удушьем, жизненным тупиком веет от этих безличных конструкций. Но тем не менее  , их лаконизм удивительно точен, он помогает обнажить биение стихотворной мысли . Анафора придаёт тексту художественную глубину и конкретность.   

             Теперь остановимся на ассонансе (повтор гласных звуков) и аллитерации (повтор согласных звуков). Давайте составим звуковые схемы текстов. У Пушкина она такова:

1.  а а а а а а а             с с сь 

2.  а а о а а а а а          сь сь с з 

3.  а а а о

4.  а а а

 

5. о а о о а а а              кр б

6. о а о о а о а а           гр бь бь 

7. а а а а о                    зд гр

8. а а а                          жд

 

9.  а о о а о а о а о а а    кр р  с сь сь       

10.  а а а а а а а             рь пр

11.  а а а о                     дрь 

12. а о о о                     бь бь 

 

У М. Лермонтова схема выглядит так:

 

1. и э э э э

2. э э э

3.о а а а                         чь дт зг 

4. о о о о

 

5. о а о     э э э э           бь рь

6. а а а а о а а а а         з с з б

7. а а а о                      прь

8.  э э э  а а о а а          др д

 

9. а а о    э э э 

10. а а а а а                 чь жд пр чь жд ст д 

11. э э э э    а а о а а о  чь д чь д

12.  э э   а о а а а         р г 

       Благодаря яркому ассонансу и аллитерации создаётся «рисунок» , вбирающий в себя и тему, и идею произведений поэтов. И в том , и в другом текстах обильное использование звуков О  и А . Звук  О – это что – то огромное, высокое, глубокое. Он сильный звук, но гладкий, без изъянов и помех. Он рисует звукообраз гигантского масштаба : воля, свобода. Это философские понятия, разгадка которых не лежит на поверхности. И звук А  тоже позволяет  выразить великое пространство, глубину, вышину, великолепие широты, простора мысли.  Это активный звук.  Эти два звука взаимно дополняют друг друга в произведении А. Пушкина, где всё приходит в гармонию.

     А в стихотворении М. Лермонтова  частотным становится  ещё и звук Э. Он создаёт звукообраз печали, боли, разочарования, что соответствует всему настроению лермонтовского стиха.  Теперь остановимся на аллитерации. Она видна в тексте А. Пушкина. Повтор звука  С в первой и третьей строфах – это звукообраз  печали, т. к. этот звук считается «злым». Но в третьей строфе  появляется сглаживающий звук  Л  .  Он вносит лёгкость,  плавность,  а чередование   Л и ЛЬ  вызывает ощущение лёгкого движения волны, успокаивающей и расслабляющей. Это смещение звуков в сторону звука  Л   говорит о вере в торжество света во мраке жизни , о  силе добра и взаимопонимания , основной мысли  стихотворения А. С. Пушкина. У Лермонтова согласные звуки, их повтор другие: д , т , бь,  б ,  р ,  др  ,  д  , бьрь ,  жд  .  Звук  Д – что- то душное, тяжкое.  Ж – шероховатое, неровное, угрожающее тем, что можно споткнуться. Яркий звукообраз лермонтовского времени, эпохи 30 – х годов. И этот образ не уходит из произведения до самого конца, не теряется, а наоборот, крупным планом выходит именно в третьей строфе, последней в тексте. 

              Таким образом, весь арсенал изобразительных средств двух стихотворений придаёт им художественную глубину и историческую конкретность.  

 

Пыстина Лидия Митрофановна, учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы – гимназии № 9 города Павлодара 

Добавить комментарий


Источник: http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/2410-sopostavitelnyj-analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina-tucha-i-m-yu-lermontova-tuchi


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Слушать а.с.пушкин туча - скачать без смс, прослушать mp3 без Конкурсы лучшего помощника воспитателя

Стих а.с.пушкина туча слушать его Стих а.с.пушкина туча слушать его Стих а.с.пушкина туча слушать его Стих а.с.пушкина туча слушать его Стих а.с.пушкина туча слушать его Стих а.с.пушкина туча слушать его

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ