Закрыть ... [X]

Конкурс по малокомплектным школам

Ардаева Г.С. – директор МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

- как ресурсный центр поддержки малокомплектных конкурс по малокомплектным школам школ

при внедрении ФГООС

(Республиканский семинар малокомплектных школ)

         Сельская малокомплектная школа... Под определение МКШ попадает и маленькая школа, в которой учатся несколько человек, и школа со средней наполняемостью классов. Как помочь МКШ уверенно войти в «новую школу», в обучение по новым стандартам?

         В 2010-2011 учебном году наш лицей в числе пилотных школ республики был определён экспериментальной площадкой по введению ФГООС. Сегодня, отработав учебный год в эксперименте, мы определяем миссию нашего образовательного учреждения в следующем варианте:

передача полученного опыта внедрения ФГООС.

         Цель: поддержка МКШ в условиях их массового перехода на обучение по новым стандартам.

         Задачи: обновление содержания образования, создание новой системы оценивания, системное введение новых технологий обучения, интеграция внеурочной деятельности в учебный процесс.

         Программа сохранения и развития сельской МКШ носит общенациональный, государственный характер. Ведь не для кого не секрет, что школа – главный селообразующий фактор, гарант сохранения и развития села, это единственный институт способный сохранить и возродить деревню. Актуальность этой проблемы повышается и в связи с необходимостью обеспечения доступности качества образования для всех школьников России в рамках ФГООС.

         Все проблемы, определяющие развитие МКШ, можно свести в 4 группы:

1)     экономические

2)     демографические

3)     структурные

4)     педагогические.

Это глобальные проблемы. Что касается трудностей при внедрении ФГООС, то можно выделить следующие моменты:

         1. Оформление и ведение документации (в частности, разработка основной образовательной программы, локальных актов) в условиях ограниченности знаний и внешних методических ресурсов.

         2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно.

         - Трудным будет переходный период, когда придётся работать с разными классами по разным стандартам.

         - Особым проблемным местом будет формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.

         3. Ресурсная недостаточность организации (содержание, формы, кадры) внеучебной деятельности.

         4. Организация плодотворного взаимодействия и преемственности учебной и внеучебной деятельности школьников.

         5. Когда детей в классе мало, нужны другие методы, технологии и формы обучения. Такие технологии, несмотря на многолетнюю историю малокомплектной школы практически не разработаны в отечественной науке. Малокомплектная сельская школа не имеет своей специфической дидактической базы. Особенности преподавания в малочисленных группах сельских детей не отражены в специфике учебников и пособий. В малокомплектной школе используются обычные учебные книги федерального комплекта. Здесь проблема может быть разрешена лишь квалификацией учителя и поддержкой поиска оптимальных образовательных технологий, использованием уже апробированных моделей при известной их адаптации к сельской школе. Сама образовательная среда в малокомплектной школе позволяет осуществлять уникальные, по своему индивидуальному воплощению образовательные программы. Учитель лишь должен получить соответствующую подготовку и соответствующее технологическое обеспечение режима образовательной деятельности в малокомплектной школе. Мы видим решение проблемы в кардинальном изменении подготовки педагогических кадров для работы в малокомплектных сельских школах, совершенствование методов повышения их квалификации.

В ближайшее время нет возможности за короткий срок глобально улучшить отдельные стороны деятельности МКШ (финансирование, материальное обеспечение, кадровое обеспечение и т.д.), в сложившейся ситуации появляется необходимость разговора о новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т.е. о разработке разных организационно-педагогических моделей МКШ. Такой моделью становится организация образовательной сети малокомплектных школ с опорным центром, способным помочь в решении проблем МКШ.

         При этом МКШ получают инструмент для модернизации малочисленной сельской школы, что предполагает существенные изменения в организации и содержании учебно-вспомогательного процесса. Прежде всего решаются следующие проблемы:

1) разработка и внедрение организационно-педагогических моделей учебно-воспитательного процесса, которые обеспечат достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГООС;

2) обеспечение педагогов соответствующими методическими рекомендациями;

3) использование ресурсной базы опорной школы.

         Мы создали ресурсный центр на базе нашего лицея для поддержки  четырёх МКШ нижнего куста нашего района: Нарынская МКШ, Ташеланская МКШ, Ново-Горхонская МКШ, Усть-Эрийская МКШ. Центр позволит, используя ресурсы лицея, создать условия для возможности погружения детей в более развивающую среду, позволит повысить профессиональную компетенцию педагогов через их совместную деятельность при реализации ФГООС.

         Механизм организации  стажировки выглядит следующим образом.

         Формы стажировки могут быть:

теоретическими – это семинары, курсы, вебинары

практическими – выезд учителей МКШ с детьми в ресурсный центр, выезд учителей ресурсного центра в МКШ.

         В прошлом году было проведено 6 практико-ориентированных семинаров: районных, республиканских с охватом более 200 педагогов.

         Программа поддержки МКШ разработана в соответствии с направлениями «Нашей новой школы».

         Переход на новые образовательные стандарты. В настоящее время в лицее создана начальная база методического и дидактического сопровождения обучения первоклассников с учётом требований ФГООС, разработан банк контрольно-оценочного материала. Возможность относительно безболезненного входа в ФГООС мы видим в координации деятельности малокомплектных школ и опорного образовательного учреждения – лицея. От разовых совместных мероприятий педагогов школ (семинары, конференции, педагогические советы, совещания директоров) что имело место до сегодняшнего дня, мы пришли к необходимости разработки проекта интеграции и всего учебно-воспитательного процесса. В условиях интеграции возможно создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории развития детей, склонных и способных к занятиям в какой-либо предметной области углубленно. Это позволит «коллективный ресурс» образовательной сети.

         Предлагается следующий механизм: учебные занятия во всех школах выстраиваются через образовательные модули на основе деятельностного подхода, в которых предусматривается возможность проведения учебных занятий и занятий внеучебной деятельности на базе лицея. В первую очередь – это предметные одновозрастные и разновозрастные погружения с использованием ресурсного обеспечения лицея (музеи, оборудование компьютерных классов, Интернет-центр, спортивная база лицея, лабораторное оборудование для практических работ и др.). Это и тесное сотрудничество в управлении технологическим и методическим сопровождением обучения по новым стандартам в практике выездных семинаров школы.

         Совместная практическая деятельность учителей в работе сети способствует более быстрому продвижению инновационных технологий и способов организации учебного сотрудничества детей в малокомплектной школе и развитии учительского потенциала.

         В ходе стажировки в целях развития учебного потенциала мы обеспечим методическое сопровождение введения ФГООС.

         Модули углубления возможно строить и для развития одарённых детей в виде интеллектуальных марафонов, олимпиад, смотров, конкурсов, мастер-классов. Нами разработан проект интеллектуального лагеря «Эрудит». Есть возможность подвоза детей из соседних школ, обеспечение проживания на базе спортивного комплекса, питания в школьной столовой и организации учебных занятий и досуга учащихся на творческих площадках лицея (хоровая студия, хореографическая студия, драмкружок, студия эстрадной песни.

         Так же успешно может использоваться база лицея по здоровьесбережению: школьный спортивный зал, стадион, 2 тренажёрных зала, домашний стадион, занятия в группе ЛФК.

         Таким образом, мы определили следующие пути развития МКШ:

1) создание образовательной сети МКШ с опорным центром;

2) формирование корпуса педагогов, владеющих технологией обучения детей в МКШ;

3) создание механизма «модульного погружения в учебно-воспитательный процесс на базе опорного республиканского центра;

4) создание условий взаимообмена и общения учителей и учащихся через дистанционное обучение и Internet.

 

 

 


Источник: http://natl-licey.ucoz.ru/publ/doklad_po_malokomplektnym_shkolam/1-1-0-9


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Рабочая программа по экологии Якутии для малокомплектных школ Неординарные поздравления для невесты

Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам Конкурс по малокомплектным школам

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ